Вторник, 26 октября, 2021

Советы перестают существовать: дебюрократизация или манипуляция?

Днепровские депутаты приняли решение о создании восьми районных администраций вместо районных советов. Районный совет — орган местного самоуправления, который представляет общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов, определенного района в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, этим и другими законами, а также полномочиями, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами (часть 2 статьи 10 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»). Миссия (главная цель деятельности) органа местного самоуправления — назначение органа для решения проблем общества (социальных, экономических, гуманитарных и других), пишет dnepryes.com.ua.

Новые администрации будут финансироваться из городского бюджета. С двадцать восьмого октября администрации должны начать свое функционирование.

Что это значит?

Ликвидированный в 1991 году Советский Союз оставил не только устаревшие высотки и памятники вождям, но и систему советов. Украина превратилась в независимое государство, приняла определенный курс, это не могло не повлиять на политическую систему. После вступления в силу парламента и образования партий, стал вопрос местного самоуправления, образовался сильный контрапункт двоевластия. Советы на местах делили принятия решений с нововведёнными государственными администрациями, что приводило к бюрократизации и хаотизации политического процесса. Двоевластие в системе советов и администраций сыграло большую роль в гибридизации украинского режима. 

Депутаты заверяют, что именно ликвидация районных советов уменьшит бюрократический аппарата и приведет к прозрачной работе государственного управления в Днепре.

Опыт Киева и Европы

В 2010 году в Киеве были свернуты советы, вместо них были создан администрации. Звучала та же риторика о «дебюрократизации» и других схемах образования прозрачности и упрощения функционирования аппарата. После того как советы были «демонтированы», образованные администрации начали свою работу, но почти не имели никакого отношения к системе реального самоуправления. Оглядываясь на европейскую Хартию городского самоуправления, основными принципами последнего являются: субсидиарность (когда полномочия получает тот орган, который является близким к населению), самостоятельность (полномочия, предоставляемые городскому органу должны быть полноценными и эффективными), и презумпция компетентности (компетентность органа не должна пересекаться с другим органом любого уровня). Большинство стран Европы сохранили силу советов, четко разведя полномочия районных советов и городских администраций, не подминая их под одну ветку.

Таким образом, они решили проблему презумпции компетентности. 

А что у нас?

Днепровские депутаты решили не отягощать себя кропотливой и действительно нужной работой, а просто, имитируя закрытие вопроса двоевластия на местах и дебюрократизации, подвели самоуправления под одну ветку — свою. Таким образом, они ликвидировали проблему презумпции компетентности, но открыли вопрос субсидиарности, почти уничтожив основы районного самоуправления.