Являются ли законными досрочные местные выборы в Днепре и области?

Парламентская кампания еще не закончилась, а политики уже всерьез обсуждают возможность проведения досрочных местных выборов. Но насколько их реально провести, и как это соотносится с законами и Конституцией Украины? Подробнее на dnepryes.

Что говорит Закон и Конституция Украины

Согласно ч. 30 ст. 85 Конституции Украины, именно к полномочиям Верховной Рады относится назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления. Таким образом, никакая другая организация не имеет полномочий на объявление внеочередных местных выборов.

Согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине», внеочередные выборы местных советов, сельского, поселкового, городского головы назначаются Верховной Радой в связи с досрочным прекращении их полномочий. При этом Закон определяет исключительные основания досрочного прекращения таких полномочий. Так, ч. 1 ст. 78 Закона определяет следующие основания:

  • если совет принял решение с нарушением Конституции Украины, этого и других законов, прав и свобод граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом;
  • если сессии совета не проводятся без уважительных причин в сроки, установленные настоящим Законом, или совет не решает вопросы, отнесенные к его компетенции;
  • предусмотренных законами Украины «Про военно-гражданские администрации», «О правовом режиме военного положения».

Кроме того, Закон определяет четкий порядок инициирования досрочного прекращения полномочий. Та же ст. 79 Закона определяет исключительные основания досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского головы и четкий порядок инициирования досрочного прекращения полномочий. А после внедрения децентрализации, изменениями в Закон добавлено ст. 79-1, которая регламентирует такой порядок по старостам. Но по старостам принимает решение не парламент.

вибори

Досрочные выборы – нарушение законодательства

Следует также учесть, что Регламент Верховной Рады предусматривает определенную процедуру прохождения законопроектов (инициатива, рассмотрение комитетом, утверждение повестки дня сессии), а также то, что комитеты точно не сформируются так быстро, как того хотят.

Теперь открываем Закона Украины «О местных выборах»: ч. 3 ст. 14 опять-таки напоминает, что внеочередные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий… Ч. 1 ст. 15 определяет, что внеочередные местные выборы назначаются не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

Впрочем, назначение внеочередных выборов всех органов местного самоуправления станет нарушением Конституции и законов Украины. Более того, это будет нарушением Европейской Хартии местного самоуправления.

Наибольшая угроза от этих выборов именно для реформы децентрализации: пока административно-территориальных устройство не готово к проведению местных выборов, учитывая незавершенность процесса формирования ОТГ по всей Украине. Кроме того, именно администрирование выборов будет сверхсложным.

Другая глобальная проблема – сам закон о местных выборах: много нареканий на избирательную систему. А вновь принятый Кодекс о выборах вступает в силу с 2023 году (в случае вступления в силу).